Мы седые и мудрые, мы такие, как есть,
И храним, как реликвии, дружбу, совесть и честь!

Опрос студентов о патриотизме

КАК У НАС С ПАТРИОТИЗМОМ ?

Размышления по итогам социологического опроса молодежи Свердловской области

В сентябре-октябре 2020 года советами ветеранов учреждений социальной защиты муниципальных образований Свердловской области проводился опрос молодёжи в возрасте от 14 до 25 лет, проживающей в 42 муниципальных образованиях всех управленческих округов Свердловской области и 7 районах города Екатеринбурга.

Цель анкетирования: выявление отношения молодёжи Свердловской области к патриотизму. Опрос проводился по инициативе ветеранов, в соответствии с задачей по созданию условий для повышения активности ветеранских организаций в работе с молодежью, использованию их опыта, нравственного и духовного потенциала для укрепления и развития преемственности поколений, определенной Постановлением Правительства России № 1493 от 30 декабря 2015 года « О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».

Всего было опрошено 963 человека. Из них – 419 юношей и 544 девушки.

Результаты обработки полученных ответов молодёжи показали, что не зря наши ветераны обеспокоены проблемами воспитания молодёжи: нынешнее поколение резко отличается от их поколения в вопросах патриотизма. Старшее поколение видит патриотизм в готовности подчинить личные интересы интересам страны, а молодёжь видит в праздновании исторических событий.

Старшее поколение не понимает стремления молодёжи уехать жить за границу (25% хотели бы родиться и жить не в России). Кто же останется в России? И что будет со страной?

Наводят на размышление ответы по поводу оценки количества патриотов среди молодёжи. 80% считают себя патриотами, однако только 40% видят вокруг себя тех, кого можно назвать патриотом, 50% опрошенных считают, что патриотов в России 50% и меньше. Здесь очевидно стремление выдать себя за патриота перед теми, кто опрашивает.

Тем не менее, 95% считают, что россиянам есть чем гордиться и 85% считают, что патриотическому воспитанию нужно уделять больше внимания. Гордость у молодёжи вызывает, в первую очередь, победа в Великой Отечественной войне и культурное наследие страны, то есть как раз то, чему и в настоящее время уделяют внимание руководство страны, СМИ и образовательные учреждения!

Молодые граждане страны считают, что в первую очередь, должны перестроить своё отношение к патриотическому воспитанию учебные учреждения. И с ними согласны большинство представителей старшего поколения. Старшее поколение помнит какое внимание раньше государство уделяло воспитанию молодёжи. Помнит и то, как в 90-е годы под диктовку американских консультантов был написан новый закон об образовании. Как под видом борьбы с коммунистической идеологией убрали из учебных заведений всю воспитательную работу и скопировали итоговые экзамены ЕГЭ, что

значительно снизило качество образования, а нравственное и гражданское воспитание перешло в унизительно – пренебрежительную категорию.

И к чему мы пришли за последние 30 лет? Бывшему директору ЦРУ Аллену Даллесу приписывают доктрину по уничтожению всего русского, в том числе целого народа. Точно неизвестно он ли автор, но сегодня явно происходит постепенная реализация этой цели. В России, Украине, Белоруссии все последние годы реализуется доктрина, согласно которой будут вырываться духовные корни, опошляться и уничтожаться основы народной нравственности. Разложение и развращение молодёжи делается с помощью СМИ, деятелей шоу- бизнеса, безмолвной школы! Их превращают в циников, пошляков, космополитов. Ветеранам, которые видят и анализируют происходящее, эти тезисы уже хорошо знакомы.

В России существует государственная концепция патриотического воспитания. Она утверждена Распоряжением Правительства РФ № 996–П от 29 мая 2015 года, только результатов нет. В ней написаны очень правильные слова: «Стратегия опирается на систему духовно – нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России таких как: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед семьёй и Отечеством». Как жаль, что эти слова нашей молодёжи не знакомы!

В 2020 году принята очередная программа патриотического воспитания и в ней повторяются те же пункты, что и программе 2015 года, а, значит, что они не были выполнены. И скорее всего, дело в том, что программа очень сильно отстаёт от времени! За последние 30 лет наша жизнь изменилась сильнее, чем за полтора столетия до этого. Из-за этих космических скоростей образовался небывалый разрыв между молодежью, семьей, школой и властью. И этот разрыв складывается из множества факторов. Главный фактор -это система образования, которая никак не поддерживает темпы изменений.

Треть молодёжи считает, что их образование в школе абсолютно бесполезно и не пригодится им в жизни. Это приводит к апатии и безделью, что уж тут говорить о патриотизме! Чтобы стать успешными, любить свою Родину и гордиться ею, молодежь надо научить учиться! Их надо научить общаться, кто сейчас этому учит? Они должны в этом новом информационном мире уметь самосовершенствоваться и саморазвиваться. Кто их этому учит? Хорошо, если семья! Но часто в семье физически нет такой возможности!

Ещё Бисмарк говорил: «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники». Сможет ли вырастить патриотов Школа, которая не меняется в своих подходах к образованию десятилетиями? Могут ли сегодня вузы изменить концепции подготовки преподавателей? По опросу среди студентов педагогических вузов более 50% не считают себя патриотами! Что делать?

Очевидно, пришло время подключиться всем институтам гражданского общества: Общественным палатам всех уровней, Общероссийскому народному фронту, депутатам всех уровней, Государственной Думе, да и ветераны не могут оставаться в стороне.